Лекция 29. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Производственная программа предприятия.
2. Производственная мощность предприятия.

Производственная программа предприятия — это объем производства и реализации продукции, как правило, в годовом исчислении по соответствующей номенклатуре, ассортименту и качеству.
В процессе разработки производственной программы учитываются объемы поставок каждого вида продукции по ранее заключенным договорам и результаты маркетинговых исследований по выявленному дополнительному рыночному спросу, а в основу ее разработки закладываются реальные производственно-технические возможности предприятия по выполнению намеченной производственной программы, т.е. его производственная мощность.
При разработке производственной программы применяются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные показатели.
Натуральные показатели, производящие оценку объемов выпуска продукции в физических единицах измерения, позволяют характеризовать производственную специализацию предприятия и его долю на рынке.
Данные показатели используются для установления технологических норм расхода сырья, энергии, трудоемкости, расчета себестоимости продукции, производственных мощностей. Формируя программу в штуках конкретных изделий и типов изделий, удается наилучшим образом конкретизировать заказы предприятиям изготовителям. Однако натуральные показатели имеют ограниченную сферу применения, они предназначены для определения объемов выпуска однородной продукции. Данный недостаток позволяет устранить применение условно-натуральных показателей.
Условно-натуральные показатели позволяют разнородную, но имеющую конструктивно-технологическое сходство, продукцию привести к одному виду, принятому за базу. Для исчисления объема производства в условно-натуральных измерителях используют чаще всего переводные коэффициенты, определяемые как соотношение трудоемкости базовых и приводимых к базовым видов продукции.
В основе трудовых измерителей объема производства лежит оценка трудоемкости производственной программы, отражающей затраты времени (нормо-час, человеко-час) на обеспечение планируемого объема выпуска продукции.
Такой подход в основном используется в системе внутрипроизводственного планирования.
Более универсальный характер имеют стоимостные (денежные) показатели производственной программы предприятия, которые дают денежную оценку объема произведенной продукции (услуг).
К стоимостным (денежным) показателям производственной программы относятся объем товарной, реализованной и валовой продукции.
Производственная программа предприятия составляется на год с разбивкой по кварталам. На уровне структурных подразделений возможна детализация производственной программы по более коротким периодам (месяц, декада, день, смена).
Порядок разработки производственной программы:
1. Определяются потребности рынка в продукции предприятия.
2. Рассчитывается величина действующих производственных мощностей предприятия.
3. Сопоставляются потребности рынка в продукции с величиной мощностей.
В случае недостаточной величины производственных мощностей разрабатываются мероприятия по их развитию.
4. Разрабатывается план поставок продукции в натуральном выражении.
5. Определяются планируемые объемы производства по каждому виду продукции с календарной разбивкой.
6. Рассчитываются стоимостные (денежные) измерители производственной программы.
7. Составляется график отгрузки продукции потребителям.
Производственная программа предприятия разрабатывается с учетом возможностей предприятия по выпуску продукции, то есть его производственных мощностей и рыночной потребности в продукции предприятия.
Производственная мощность – это максимально возможный объем производства продукции, который достигается при полном использовании производственного капитала и трудовых ресурсов.
Производственная мощность определяется по ведущему оборудованию.
Ведущее оборудование – это оборудование, на котором выполняются основные, наиболее трудоемкие операции.
Расчеты производственных мощностей осуществляются техническими службами предприятия (производственным или техническим отделом либо его структурными подразделениями), а изучение потребности рынка в продукции — службой маркетинга.
Технические службы предприятия осуществляют:
- расчеты действующих производственных мощностей;
- разработку баланса производственных мощностей;
- оценку состояния мощностей;
- расчеты загрузки и уровня использования производственных мощностей;
- расчеты нормативов использования производственных мощностей и разработку мероприятий по повышению эффективности их использования;
- разработку мероприятий по развитию действующих и созданию новых производственных мощностей;
- расчеты величины и уровня использования мощностей в плановом периоде.
Маркетинговая служба предприятия проводит следующий комплекс мероприятий:
- выявляет основных потребителей продукции предприятия;
- оценивает объемы потребностей в продукции предприятия;
- изучает деятельность предприятий - конкурентов, выпускающих аналогичные или родственные виды продукции;
- рассматривает качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции;
- оценивает перспективы развития соответствующих производств предприятия;
- анализирует используемые формы и каналы сбыта продукции;
- оценивает используемую предприятием стратегию ценообразования;
- выбирает наиболее благоприятные сегменты рынка;
- разрабатывает стратегию продвижения продукции на рынок.

yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8