Лекция 4. ПОТОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

1. Поточное производство.
2. Виды поточных линий.
3. Виды конвейеров.

Великие изобретения и открытия никогда не принадлежат одному человеку, даже если их автор хорошо известен. Они всегда — конечный результат усилий многих талантливых людей, и немало их остаётся безвестными. История же называет автором изобретения того, кому посчастливилось первым завершить общую работу. Так получилось и с идеей поточного производства, очень важной для истории индустриализации и современного массового производства техники.
Обычно это достижение технологии и организации труда связывают с именем американского промышленника Генри Форда (1863— 1947). И вполне заслуженно: Форд первым организовал поточное производство столь сложной машины, как автомобиль. Но историки знают: главный секрет технологии массового производства — полное сходство всех однотипных образцов выпускаемой продукции, их взаимозаменяемость.
Понял это и первым применил в массовом производстве американский предприниматель Эли Уитни (1765-1825).
..В конце XVIII в. армия США готовилась к войне, которая могла вспыхнуть в самое ближайшее время. Возникла острая нужда в стрелковом оружии. Государственный заказ на изготовление большой партии мушкетов сулил огромные барыши. Но никто из заводчиков не брался за его исполнение, потому что днём с огнём нельзя было найти достаточное количество квалифицированных мастеров. Мушкеты в те годы делались штучно: один мастер выполнял с начала до конца все операции — сам изго-товлял все детали, а затем собирал из них оружие. И хотя он старался, чтобы ружья получались одинаковыми, они, конечно, оказывались чуть-чуть разными. Ни спусковой механизм, ни ствол одного мушкета не подходили к другому. Каждая деталь подгонялась по месту. Казалось, иначе и быть не может.
И всё же нашёлся человек, рискнувший взяться за дело. Он нанял рабочих, умевших выполнять отдельные простые операции. Например, вытачивать оси для спускового механизма. Или делать ложе. Или ещё какую-нибудь деталь. Но как собрать ружьё из деталей, вышедших из рук разных рабочих? Как добиться, чтобы детали перестали быть штучными (пригодными только для одного ружья) и подходили без подгонки? Эли Уитни — так звали этого человека — решил задачу. Он изготовил шаблоны — образцы, в точном соответствии с которыми рабочий делал порученную ему деталь. Теперь все детали одного назначения, изготовленные разными людьми, стали похожи друг на друга как две капли воды. Теперь за смену выпускали гораздо больше мушкетов, чем если бы каждый рабочий делал целиком всё ружьё. Последний в технологической цепочке рабочий-сборщик ставил детали в мушкет — просто брал их из ящиков.

В 1801 г. Уитни успешно применил новую организацию производства при изготовлении крупной партии мушкетов. Он не придумал новое ружьё, не сконструировал новое техническое устройство. Его «секрет» — новый технологический процесс, открывший дорогу массовому производству сложной техники. Уитни принадлежат и другие изобретения, но именно это прославило его имя.
Идеей Уитни воспользовался Генри Форд, когда решил поставить на поток производство дешёвого «народного автомобиля» . Кроме того, он соединил рабочие места движущейся лентой — конвейером. На первых шагах сборочный конвейер нёс на себе только шасси — основу будущего автомобиля. По мере передвижения шасси «обрастало» всё новыми деталями, которые устанавливали рабочие: кто — коробку скоростей, кто — двигатель, кто — колёса или фары. В конце пути на конвейере стоял уже полностью готовый автомобиль. По такому принципу и сегодня работают конвейеры на всех предприятиях мира.
После появления конвейера стал возможен массовый выпуск самой сложной техники. И все её экземпляры были идентичны. Затраты труда на производство каждого отдельного экземпляра снизились. Но в конвейерном производстве есть и свои проблемы. Монотонный ритм, бесконечное повторение одних и тех же движений выматывают рабочего. Человек начинает чувствовать себя придатком машины.

Эли Уитни Генри Форд Народный автомобиль

Поточное производство – это такое производство, при организации которого время выполнения всех операций согласовано по продолжительности и предметы труда перемещаются по рабочим местам сразу после выполнения каждой операции.
Поточное производство характеризуется следующими признаками:
1. На каждой поточной линии изготавливается одно или несколько технологически сходных между собой изделий;
2. За каждым рабочим местом закрепляется одна постоянная для изделия операция;
3. Рабочие места в линии располагаются в соответствии с последовательностью операций технологического процесса;
4. Передача деталей с операции на операцию производятся по-штучно или небольшими партиями без межоперационного пролеживания или с короткими перерывами;
5. Технологический процесс осуществляется с соблюдением определенного ритма.
Существует два вида поточных линий:
- однопредметные поточные линии;
- многопредметные поточные линии.
На однопредметных поточных линиях обрабатывается или собирается изделие одного типоразмера в течение длительного времени. Однопредметными поточными линиями являются линии сборки машин, двигателей.
На многопредметных поточных линиях обрабатывается несколько однородных изделий и используется в серийном и крупносерийном производстве.
Существуют следующие типы многопредметной поточной линии:
1. Групповые поточные линии;
2. Переменные поточные линии.
На групповых поточных линиях выполняются одинаковые или сходные технологические операции.
Например, литейный конвейер. Заливка металлов производится в формы для получения разных отливок на одном рабочем месте и даже из одного ковша.
На переменных поточных линиях изготавливаются технологически сходные изделия.
Например, холодная листовая штамповка. Изготовление левого и правого крыльев автомобиля, дверей и т.п.
Если длительность всех операций на поточной линии равны или кратны друг другу, то такой поток называют синхронизированным.
В зависимости от степени синхронизации потоки делятся на непрерывные (синхронизированные) и прерывные (не синхронизированные).
Для непрерывно-поточных линий характерна равная или кратная производительность всех рабочих мест.
Линия, на которых не соблюдается равенство или кратность производительности на всех рабочих местах, называется прерывнопоточной линией.
Прерывно-поточные линии применяются в механических цехах при обработке трудоемких изделий, когда из-за небольшого разнообразия используемого оборудования и инструмента трудно осуществить синхронизацию технологических процессов.
В создании потока организующую роль играют конвейеры, которые перемещают изделие непрерывно или периодически регулируют ритм потока.
Конвейеры бывают двух видов: распределительные и рабочие.
Распределительный конвейер – это средство перемещения изделий между стационарными рабочими местами, расположенными около конвейера. Рабочие места располагаются или с одной стороны конвейера или по обе стороны. Движение конвейера осуществляется в свободном ритме, когда по мере окончания обработки изделия (детали) на операции она помещается на транспортер для передачи на последующее рабочее место. Для соблюдения ритма на потоке распределительный конвейер должен быть размечен, то есть обозначены места (лотки, зоны), на которые при прохождении мимо рабочего место должно быть помещено обработанное изделие на данной операции.
Рабочий конвейер – технологические операции осуществляются на самом конвейере. Изделия на рабочем конвейере устанавливаются на специальные подставки.
Внедрение поточных линий позволяет обеспечить высокие технико-экономические показатели:
1. Достигается высокая стабильность технологических процессов;
2. Значительно снижается брак;
3. Ликвидируется тяжелый физический труд;
4. Улучшается использование оборудования, площадей;
5. Снижается себестоимость изделия;
6. Повышается производительность труда.

yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8