Лекция 50. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Государственное регулирование ВЭД: цели и формы.
2. Способы государственного регулирования ВЭД: прямые и косвенные.
3. Методы государственного регулирования ВЭД.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов мирового рынка.
Основными целями регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) являются:
1. Сбалансированное социально-экономическое развитие государства;
2. Формирование социальной рыночной экономики;
3. Завоевание конкретных позиций на мировых товарных рынках;
4. Насыщение внутреннего потребительского рынка;
5. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций для развития экономики Российской Федерации.
Основными формами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – это:
- финансирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД);
- налогообложение;
- инвестирование;
- внешнее заимствование;
- внешняя задолженность;
- субсидирование экспорта (субсидия – от лат.subsidium –помощь, поддержка).
Существуют прямые и косвенные способы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
К прямым способам относятся:
1. Лицензии и квоты;
2. Установление государственной монополии на внешнюю торговлю, валютные операции.
Лицензия – это разрешение, которое выдается государственными органами на вывоз или ввоз продукции, товаров, валюты, информации.
Квота – это норма, доля или часть в общем объеме производства, предназначенная для внешнеторговой деятельности в рамках возможных соглашений и договоров.
Лицензирование и квотирование экспорта и импорта используются как времен-ные меры для целей стабилизации и насыщения внутреннего рынка в условиях ограниченности сырьевых ресурсов и товарных фондов.
Государственная монополия – это нерациональный способ регулирования внешнеэкономической деятельности, но в неблагоприятных условиях состояния экономики может применяться для решения проблемы приведения в равновесие платежного баланса за счет контроля импорта и экспорта.
2. Косвенные (или экономические) методы регулирования – это налоги (в том числе таможенные пошлины), курс валют, мировые цены, процентные ставки по внешним кредитам, курс облигаций, ценных бумаг и платежных средств.
Косвенные методы государственного регулирования являются более действенными и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям.
В распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) существуют методы, которые делятся на группы:
1. Таможенные тарифы;
2. Нетарифные ограничения;
3. Формы стимулирования экспорта.
Таможенный тариф – это: систематизированный перечень ставок таможенных пошлин; инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка.
Таможенная пошлина – это налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства.
Таможенные пошлины выполняют следующие функции:
1. Фискальную - относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам, так как они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
2. Протекционистскую (защитную), которая относятся к импортным пошлинам, так как с помощью протекционистской функции государство ограждает отечественных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
3. Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров по которым внутренние цены по тем или иным причинам ниже мировых цен.
4. Фритредерство – это политика свободной торговли, которая предполагает отмену ограничений на пути импортных товаров, установление низких таможенных тарифов.
Нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли – это высокая степень воздействия на внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), так как установление жесткого контроля над внешней торговлей некоторыми товарами во многих случаях оказывается более эффективным, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования.
Существуют следующие типы нетарифных ограничений:
1. Количественные ограничения импорта и экспорта могут вводится Российской Федерации в исключительных случаях Правительством РФ в целях:
- защиты национальных интересов Российской Федерации;
- предотвращения серьезного ущерба отраслям российской экономики;
- обеспечения безопасности: государства, жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных или растений;
- защиты внутреннего рынка Российской Федерации (ст. 21 ФЗ «Об основах государ-ственного регулирования внешнеторговой деятельности);
- предоставления исключительного права на экспорт и/или импорта отдельных видов товаров;
- защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации;
2. Контингентирование (квоты) – это регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза или вывоза иностранных и отечественных товаров определенным количеством и суммой на установленный период времени;
3. Эмбарго это запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осуществляется специальными государственными учреждениями и включает систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего воздействия в целях обеспечения эффективно внешнеэкономического развития, стимулирования развития импорта и экспорта, а также притока иностранного капитала.

yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8