Лекция 32. МОТИВАЦИЯ ТРУДА

1. Мотивация. Тип мотивации.
2. Виды мотивации труда.
3. Правила повышения мотивации на предприятии.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей предприятия.
Тип мотивации – это направленность деятельности работника (исполнителя) на удовлетворение определенных групп потребностей.
Существуют следующие типы мотивации работников (исполнителей):
1. Инструменталист. Мотивация такого работника ориентирована на «голый» заработок, желательно наличными и незамедлительно.
К такой мотивационной группе относятся: грузчики, водители такси и люди, занимающиеся частным извозом;
2. Профессионал. Работник (исполнитель) такого типа считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей.
К этой профессиональной группе относятся люди, занимающиеся творчеством в разных проявлениях: программисты, ученые, музыканты (композиторы), художники;
3. Патриот. Это люди, которые стремятся своей деятельностью принести обществу добро и гуманизм. К этой группе относятся - учителя, преподаватели, врачи, военные (однако получают от государства и общества очень скромное материальное вознаграждение за свою деятельность).
4. Хозяин. Мотивация такого типа основана на достижении и приумножении богатства, собственности. Потребности таких работников практически не ограничены.
Это класс предпринимателей, то есть людей, которые идут на риск ради того, чтобы выиграть и приумножить собственное богатство, при этом принося реальную помощь обществу путем создания новых продуктов и предоставления дополнительных рабочих мест, но думают не о благе общества, а о своем собственном благополучии.
5. Люмпен. Такой работник (исполнитель) предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределения благ в обществе. Он не любит ответственности, индивидуальных форм труда и распределения.
К этой группе относятся «неудачники», которые в силу тех или иных обстоятельств не удалось занять подобающее место в обществе. Они часто поддерживают различные экстремистские группировки.
Трудовой мотив – это непосредственное побуждение работника (исполнителя) к деятельности (работе), связанное с удовлетворением его потребностей.
Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является основным условием получения блага.
Сила мотива определяется степенью актуальности (значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность) или иной потребности для работника (исполнителя).
Чем насущнее нужда в том или ином благе, тем сильнее стремление получить его, тем активнее будет действовать работник (исполнитель).
Мотивы труда делятся на биологические и социальные.
Биологические мотивы- это физиологические позывы и потребности: голод, жажда, сон и т.д.
Для того, чтобы удовлетворить чувство голода человек должен сделать какую-либо простую работу: собрать плоды, поймать рыбу или же заработать денежные средства другим способом и на них купить себе еду.
К социальным мотивам относятся:
1. Коллективизм (потребность быть в коллективе), характерен для японского стиля управления персоналом (однако имеет сильные позиции и в России);
2. Личное самоутверждение (самовыражение) характерно для большого числа работников (исполнителей), преимущественно для молодого или среднего возраста;
3. Мотив самостоятельности присущ работникам (исполнителям), которые готовы жертвовать стабильностью и высоким заработком взамен установки быть хозяином и иметь свое дело;
4. Мотив надежности (стабильности) противоположен мотиву самостоятельности;
5. Мотив приобретения нового (знаний, вещей) лежит в основе маркетинга и используется производителями новых товаров и услуг;
6. Мотив справедливости (проходит через всю историю цивилизации) – несоблюдение справедливости ведет к демотивации (отсутствия цели (мотива) или что-то ослабевающее мотив);
7. Мотив состязательности (генетически присущ каждому человеку) – это организация соревнования на предприятии.
Знание мотивов поведения работника (исполнителя) помогает избежать потери хорошего специалиста, предупредить возможный конфликт в коллективе.
Существуют следующие правила, которые позволяют повысить эффективность мотивационных мероприятий на предприятии:
1. Хвалить работника (исполнителя) за достижения в труде, чем критиковать часто и не заслуженно;
2. Поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным;
3. Непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют лучше, чем ожидаемые и прогнозируемые;
4. Проявление постоянного внимания со стороны руководства к работнику (исполнителю) и членам его семьи;
5. Нужно предоставить работнику (исполнителю) возможность чувствовать себя победителем, что способствует удовлетворению в успехе;
6. Следует поощрять работника (исполнителя) за достижение промежуточных целей. Не нужно ждать достижения конечного результата. Материальное и нематериальное поощрение за определенные периоды длительной работы является хорошим стимулом;
7. Желательно предоставлять работнику (исполнителю) возможность ощущуния своей самостоятельности и контроля за ситуацией, что соответствует удовлетворению потребности в самоуважении;
8. Присутствие внутренней конкуренции, которая позволяет организовать дух соревнования между работниками и способствующей прогрессивному развитию коллектива.

yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8