Лекция 36. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. ВИДЫ ЦЕН.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ

1. Цена. Функции цены.
2. Виды цен.
3. Ценообразование. Ценовая политика предприятия.
4. Методы определения цены.

Цена – это денежное выражение стоимости товара.
Цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.
Учетная функция отражает затраты труда на производство и реализацию продукции.
Стимулирующая функция используется для развития и эффективности производства, улучшения качества продукции (изделий).
Распределительная функция – это учет налогов, которые поступают в бюджет и необходимы для осуществления государством своих функций (перераспределение между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения).
В условиях рыночной экономики цены различаются по особенности купли-продажи товаров.
Существуют следующие виды цен:
1. Свободная (рыночная) цена – складывается под влиянием спроса и предложения и не зависит от какого-либо государственного влияния;
2. Регулируемая цена – формируется под влиянием спроса и предложения, но испытывают определенное воздействие государства.
3. Производственная цена – это цена предприятия - производителя продукции, которая состоит из:
- затрат предприятия;
- прибыли;
- налогов (акциз + НДС);
4. Оптовая цена - это цена, по которым реализуются большие партии товаров, состоит из:
- производственной цены предприятия;
- затрат оптовой организации;
- прибыли оптовой организации;
- налогов (акциз + НДС);
5. Розничная цена – это цена продажи товара в магазинах в розницу или небольшими партиями и состоит из:
- оптовой цены;
- торговой надбавки, которая состоит из затрат торговой организации и прибыли;
6. Номинальная (справочная) цена публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках;
7. Биржевая цена – это цена по сделкам, которые заключаются с использованием посредника-биржи;
8. Договорная цена устанавливается по согласованию сторон на определенные объемы продукции и сроки поставки, в течении которых цена не должна меняться;
9. Аукционная цена – это цена товара, проданного с публичных торгов.
Аукционная цена может быть многократно выше рыночной цены, поскольку отражает уникальные и редкие свойства товара, а также может зависеть от мастерства лица, который ведет аукцион.
Ценообразование это установление цены на конкретный товар.
Ценообразование – это сложный процесс, так как предприятие должно:
1. Провести маркетинговые исследования рынка (собрать и систематизировать информацию о рынке);
2. Определить основные цели свой ценовой политики предприятия на определенный период времени;
3. Выбрать метод ценообразования;
4. Сформировать систему скидок и надбавок к цене.
Существуют следующие методы установления цены на товар:
1. Затратный метод ценообразования – этот метод основан на ориентации цены на затраты производства. Суть его в том, что к подсчитанным затратам производства добавляется фиксированный процент прибыли.
Затратный метод имеет свои достоинства и недостатки:
Достоинства:
- производители больше имеют информацию о своих затратах, чем о потребительском спросе;
- если затратным методом пользуется большинство производителей, то ценовая конкуренция может быть сведена к минимуму, так как цены оказываются схожими.
Недостатки:
- затратный метод не связан с текущим спросом;
- затратный метод не учитывает потребительские свойства товара, так и товаров, на которые он может быть заменен.
2. Агрегатный метод ценообразования заключается в том, что цена определяется суммированием на отдельные элементы товара.
Данный метод применяется:
- по товарам, состоящих из сочетаний отдельных элементов (продовольственные наборы, мебельные гарнитуры, столовые сервизы и т.д.);
- по товарам, которые состоят из отдельных элементов, узлов, деталей.
Агрегатный метод очень прост для производителя, так как он ориентируется на затраты, но ошибки в определении цены на элементы товара могут привести к ошибкам в определении цены всего товара.
Агрегатный метод используется как дополнительный к другим методам.
3. Параметрический метод ценообразования заключается в том, что из оценки и соотношения качественных параметров изделия определяется цена товара.
Ценовая политика предприятия – это механизм принятия решений о проведении мероприятий для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.
Целями ценовой политики являются:
- увеличение доли рынка (выживаемость);
- максимизация прибыли;
- обеспечение окупаемости затрат;
- обеспечение лидерства по показателям качества;
- улучшение сегментации рынка.
Этапы разработки и реализации ценовой политики предприятия:
1. Постановка целей ценовой политики предприятия;
2. Определение спроса на рынке;
3. Оценка затрат;
4. Анализ цен и товаров конкурентов;
5. Выбор ценовой стратегии;
6. Выбор метода ценообразования;
7. Установление окончательной цены;
8. Разработка систем модификации цен;
9. Целевое поведение предприятия на рынке.

yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8