Лекция 43. МЕНЕДЖМЕНТ. ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Менеджмент. Принципы менеджмента. Функции менеджмента.
2. Менеджмент в области профессиональной деятельности.

Менеджмент (англ. – «умение руководить») – это совокупность действий, мер и методов управления людьми на предприятии, направленных для достижения поставленных задач и целей.
Главными принципами менеджмента являются:
1. Разделение обязанностей;
2. Указания по работе предприятия исходит от одного руководителя;
3. Соблюдение регламента предприятия.
Успех любого предприятия зависит от дисциплины и порядка. Каждый работник (исполнитель) обязан знать и строго соблюдать должностную инструкцию. Не опаздывать на работу. Задача руководителя - осуществление контроля над исполнением обязанностей.
4. Справедливость.
Этот принцип должен учитываться при определении наказания и поощрения. Если действия руководителя будут справедливыми, то это позволит работникам больше доверять начальству;
5. Интересы коллектива выше личных интересов;
6. Поддержание инициативы.
Умение выслушать предложение работника (исполнителя) помогает предприятию найти новые решения;
7. Создание дружного коллектива.
Совместное времяпровождения, проведение праздников позволяет облегчить работу предприятия и избавляет от текучести кадров.
К функциям менеджмента относятся:
- нацеленность на результат;
- планирование;
- организация деятельности работников (исполнителей);
- контроль;
- координация работы (осуществляется путем собраний, совещаний или составлением планов);
- поощрение работников (исполнителей) или мотивация работы сотрудников.
Менеджер – это человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами управления.
Менеджеры работают во всех звеньях управления, они формируют социальный слой, категорию людей, которые ведут работы по управлению предприятиям.
Существует следующая типология менеджеров:
1. Менеджеры высшего уровня: президенты компаний, председатели советов директоров, главные исполнительные директора и исполнительные вице-президенты и несут ответственность за деятельность предприятия в целом;
2. Менеджеры среднего уровня занимают позиции на промежуточных уровнях властной пирамиды и отвечают за деятельность подразделений и отделов предприятия. Менеджеры среднего уровня несут ответственность за реализацию принятых высшим руководством общих стратегий и процедур, ориентированы на краткосрочные перспективы;
3. Менеджеры первой линии (низшего уровня) несут ответственность за производство товаров и услуг (производственный мастер). Обязаны выполнять установленные правила и процедуры, обеспечивать эффективность производства, предоставлять техническую помощь, мотивировать подчиненных и уделять особое внимание выполнению повседневных задач.
4. Функциональный менеджер отвечает за работу отделов, выполняющих одну из необходимых для ведения операций функций.
К функциональным отделам относятся: отдел рекламы, отдел продаж, отдел человеческих ресурсов, производственный отдел, финансовый отдел и бухгалтерия.
5. Линейные менеджеры несут ответственность за деятельность производственных и маркетинговых отделов, выпускающих и продающих товары и услуги.
Управленческий труд имеет следующие основные формы:
- эвристическую;
- административную;
- операторную.
Эвристический труд – это совокупность действий по анализу и изучению проблем и разработка различных вариантов решений.
Этот труд выполняется руководителями различных уровней и специалистами.
Эвристика (греч «отыскиваю», «открываю»)- это метод, сокращающий путь к решению.
Административный труд – это текущая координация и оценка деятельности подчиненных.
Осуществляется в следующих формах:
1. Доведение распоряжений в устном или письменном виде до исполнителей и их инструктирование;
2. Контроль за работой подчиненных, их поощрение или наказание;
3. Организация обмена информацией, происходящего в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответа на письма и обхода рабочих мест.
Оперативный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией.
Оперативный труд охватывает такие виды деятельности как документационная, первично-счетная и учетная, коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая.
Существуют следующие требования к работникам управленческого труда:
1. Уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
2. Быть информированным по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологий, конкуренции и динамики спроса на продукцию;
3. Знакомиться с опытом менеджмента в других предприятий отрасли;
4. Быть способным управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления;
5. Уметь использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи;
6. Иметь способность работать с людьми и управлять самим собой (личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других).

yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8