Лекция 44. ДЕЛОВОЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ.
ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

1. Деловое общение: функции и принципы.
2. Виды делового общения.
3. Управленческое общение.

Деловое общение – это взаимодействие людей, в котором его участники выполняют социальные роли.
Деловое общение – это слаженная система взаимодействия групп людей друг с другом, то есть процесс делового общения – это единый механизм.
Деловое общение выполняет следующие функции:
1. Информационно – коммуникативную;
2. Интерактивную;
3. Перцептивную.
Информационно – коммуникативная функция заключается в том, что все участники беседы или переговоров обмениваются друг с другом необходимой информацией.
Интерактивная функция состоит в необходимости правильно спланировать очередность действий между участниками делового общения.
Обмен впечатлениями относительно решенных деловых задач заставляет сотрудников оценивать действия друг друга.
Перцепцивная функция – это выражение себя через восприятие одного собеседника другим в ходе делового общения.
Когда мы наблюдаем за деятельностью коллег, то в результате учимся не только запоминать нужную нам информацию, но и анализировать её, сопоставлять с индивидуальными представлениями и знаниями о жизни.
Перцепция (лат.- представление, восприятие) необходима каждому человеку для полноценного развития личности, осознания своей индивидуальности, выстраивания представлений о предметах и явлениях.

К основным правилам (принципам) делового общения относятся:
1. Пунктуальность;
2. Не многословность;
3. Уважительное отношение к мнению партнеров и коллег;
4. Умение вести беседу;
5. Четко сформулированная цель общения;
6. Самообладание и контроль;
7. Стиль речевых привычек;
8. Стиль одежды.
Пунктуальность характеризует уважительное отношение к своему и чужому времени и облегчает общение. Важным этапом, обеспечивающим пунктуальность, служит планирование.
Не многословность. Говорить следует по - существу, понятно, но достаточно кратко.
Уважительное отношение к мнению партнеров и коллег – это уважение к мнению собеседника, умение слушать. Обязательно следует отвечать на вопросы собеседника, в противном случае – это нарушение речевого этикета.
Умение вести беседу позволяет вовлекать, заинтересовывать своими идеями, а следовательно, и воплощать их в жизнь.
Четко сформулированная цель общения. До того как принять участие в разговоре, необходимо чётко сформулировать цель общения. Следует использовать речевое разнообразие, правильно подбирать необходимые слова под конкретную ситуацию.
Самообладание и контроль. Следует следить за своими проявлениями чувств и эмоций. Нельзя отвечать грубостью на грубость, опускаться до уровня плохо воспитанного оппонента, демонстрировать отсутствие культуры речи.
Стиль речевых привычек. Нельзя перенимать стиль общения собеседника, поскольку теряется индивидуальность, подражая чужой манере общения.
Стиль одежды – это соблюдение дресс-кода, то есть формы одежды, которая требуется при посещении определенных мероприятий, организаций или заведений.
Существуют следующие виды делового общения:
1. Деловая переписка;
2. Деловая беседа;
3. Деловое совещание;
4. Публичное выступление;
5. Деловые переговоры;
6. Дискуссия.
Деловая переписка – это заочное взаимодействие, когда информация доносится до собеседника при помощи письма, в результате чего можно придти к определенным заключениям и выводам.
Деловая беседа – это прояснение значимых вопросов, определение круга необходимых задач, требующих немедленного решения и обсуждение результатов. Любые рабочие моменты могут быть рассмотрены именно с помощью деловой беседы.
Деловое совещание – на этих деловых общениях рассматриваются срочные вопросы, не терпящие отлагательств. Деловое совещание проводится как среди руководителей, так и направлено на работу начальника с персоналом предприятия.
Публичное выступление используется в тех случаях, когда важно донести какую-то информацию, имеющую ознакомительный и презентационный характер до слушателей. Основные требования к выступающему: грамотная речь, уверенность в себе, четкость и последовательность изложения материала.
Деловые переговоры чаще всего проводятся между руководителями разных предприятий и организаций с целью обозначить свои позиции и прийти к единому решению.
Дискуссия – это столкновение разных точек зрения. Дискуссия обнаруживает различные взгляды на одну и ту же проблему и нередко может охватить предмет спора с противоположных сторон.
Управленческое общение – это общение, вызванное необходимостью осуществления управленческого воздействия на людей с учетом обратной связи.
Существую следующие формы управленческого общения:
1. Субординарная;
2. Служебно-товарищеская;
3. Дружеская.
Субординарная форма складывается между руководителями и исполнителями, а также между руководителями различных уровней. В основу такого общения положены административно-правовые нормы.
Служебно-товарищеская форма складывается между коллегами по работе. В основу такого общения положены административно-моральные нормы.
Дружеская форма общения может быть между руководителями, между подчиненными (коллегами по работе), между руководителями и подчиненными. Основной такого общения являются морально-психологические нормы общения.
В зависимости от конкретных условий или индивидуально-психологических качеств людей руководитель выбирает ту или иную форму управленческого общения.
Например, на уровне управления предприятием целесообразная Субординарная форма, а на уровне бригады она не эффективна.

yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8