Лекция 46. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Бизнес-план. Задачи бизнес-плана.
2. Структура бизнес-плана.
Планирование – это процесс постановки целей и определение того, что должно быть сделано быть сделано для их достижений.
Результатом планирования является план. Одним из видов плана является бизнес-план.
Бизнес-план – это подробное описание проекта (как правило инновационные) с расчетами.
Бизнес – план решает следующие задачи:
1. Определяет конкретные направления деятельности предприятия;
2. Формулирует долговременные и кратковременные цели предприятия;
3. Определяет стратегию и тактику предприятия;
4. Оценивает производственные и торговые затраты по созданию и реализации продукта (услуги);
5. Оценивает финансовое положение предприятия;
6. Помогает предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут мешать выполнению задуманного проекта.
Бизнес - план служит источником информации для инвесторов и лиц, непосредственно реализующих проект.
Общая структура бизнес-плана состоит из следующих параметров:
1. Резюме;
2. Описания продукта;
3. Анализа рынка;
4. Характеристики потенциальных покупателей;
5. Расчета себестоимости продукта (услуги);
6. Плана продвижения продукта (услуги);
7. Организационного плана;
8. Финансового плана.
Резюме – это краткое содержание всего документа в котором отражают:
- краткое описание проекта и конкурентные преимущества;
- информацию о потенциальных потребителях и партнерах;
- методы реализации продукта;
- рекламу;
- сумму стартового капитала, который необходим для реализации плана;
- ключевые этапы проекта;
- срок окупаемости;
- планируемую прибыль.
Описание продукта (услуги). В этом разделе детально описывается продукт или услуга. Делается анализ их потенциала.
Пример описания продукта:
Вид бизнеса | Интернет-магазин оригинальных шоколадных изделий с онлайн-конструктором для самостоятельно сборки |
---|---|
Товар/услуга | Цветной шоколад с необычными добавками, уникальным дизайном и необычным оформлением, которые покупатель может выбирать сам. Прямых аналогов в городе нет. |
Бизнес-модель | Разработка и продвижение продукта своими силами; производство сначала самостоятельно, затем с помощью частной фабрики; продажа и доставка с привлечение подрядчиков на фрилансе (труд вне штата, свободный работник) |
Актуальность | Онлайн-торговля растет, интерес к кондитерским изделиям не снижается.
Новый интерактивный формат может привлечь аудитории. |
Варианты развития | Расширять ассортимент, открыть шоколатерию и в перспективе продавать франшизу (аренда бренда) |
Анализ рынка. На основе анализа делается вывод: на какую долю рынка можно претендовать.
Характеристики потенциальных покупателей. Подробно описывается на кого идет ориентация, кому предназначена продукция (услуга),
то есть определяется целевая аудитория.
Ответ – «всем» - не верный.
Производственный план и расчет себестоимости. Для расчета себестоимости следует оценить:
- прямые затраты на производство: закупка сырья, материалов, упаковки у поставщика;
- оплату труда работников в расчете на единицу продукта (услуги);
- косвенные затраты: аренда помещения и оборудования, коммунальные услуги;
- затраты на рекламу и продвижение;
- финансовые затраты на обслуживание кредита или займа.
План продвижения продукта (услуги). Цель продвижения – успешно вывести продукт (услугу) на рынок и захватить долю потребителей.
План продвижения продукта (услуги) отвечает на следующие вопросы:
- какое предложение сделать покупателю?
- какие каналы продаж использовать?
- как стимулировать продажи?
- какую рекламную поддержку выбрать?
Организационный план. Описывается структура предприятия: организационно-правовая форма, состав управления, список специалистов
с указанием заработной платы. Указываются виды подразделений и порядок взаимодействия между подразделениями предприятия.
Финансовый план. Описываются все источники финансирования и доходы и расходы: разовые, регулярные и периодические,
с учетом маркетингового, производственного и организационного планов.
Финансовый план отвечает на следующие вопросы:
- сколько собственных средств следует вложить;
- у кого следует занять дополнительные средства (у банков, микрофинансовых органи-заций или привлечение инвесторов).
Вы вложили 200000 рублей собственных средств, 200000 рублей получили от инвесторов. Следует оценить ожидаемый доход в первый месяц:
планируется продать 100 штук шоколада по 200 рублей за каждую. Итого ожидаемый доход в первый месяц 20000 рублей.
Затраты за первый месяц составляют:
Вид затрат | Статьи затрат | Стоимость, руб. |
---|---|---|
Разовые | Затраты на регистрацию предприятия | 800 |
Покупка домена | 200 | |
Создание сайта | 150000 | |
Покупка оборудования | 70000 | |
Рекламная компания для запуска проекта | 80000 | |
Ежемесячные | Реклама | 30000 |
Зарплата работникам | 30000 | |
Затраты на производство | 4500 | |
Периодические | Изготовление буклетов для мероприятий | 2500 |
Изготовление визиток | 500 | |
ИТОГО | 368500 |
Такой расчет следует делать ежемесячно.