ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 29

Тема - Принятие управленческих решений.
Продолжительность - 2 часа.
Цель - - приобретение практических навыков принятия управленческих решений.
Обучающийся должен уметь принимать и использовать управленческие решения.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий, компетенции и направленный на достижение целей организации.
Оценкой правильности принятого руководителем решения являются не только хозяйственные показатели, но и поведение работников при достижении ими производственных целей, мера их активности, инициативы, коллективизма.
Решение считается эффективным, если:
- оно исходит из реальных целей;
- для его осуществления есть необходимое время и нужные ресурсы;
- предусмотрены нештатные, аварийные ситуации;
- не провоцирует конфликтные ситуации и стрессы;
- предвидены изменения в деловом и фоновом окружении;
- дает возможность осуществлять контроль исполнения.

ЗАДАНИЕ 1. На основании исходных данных, обозначенных в таблице № 1 следует последовательно составить алгоритм решения управленческих проблем и записать в таблицу № 2

Таблица 1 – Исходные данные

№№ Этапы принятия управленческих решений
1. Структуризация проблемы
2. Документальное оформление задач
3. Определение решимости проблемы
4. Определение отклонения фактического состояния системы от желаемого
5. Оценка степени полноты и достоверности информации о проблеме
6. Оформление решения
7. Разработка вариантов решения проблемы
8. Определение существования проблемы
9. Оценка новизны проблемы
10. Контроль выполнения решения
11. Выбор решения
12. Оценка вариантов решения
13. Координация действий исполнителей решения
14. Постановка задач исполнителям
15. Выбор критерия оценки вариантов решения
16. Установление взаимосвязи с другими проблемами
17. Формулирование проблемы
18. Определение причины возникновения проблемы

Таблица 2 – Алгоритм решения

№№ Этапы принятия управленческих решений
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

ЗАДАНИЕ 2. Укажите, какой способ принятия управленческого решения (коллективный или индивидуальный) предпочтительнее в каждой ситуации:
1. В условиях дефицита времени;
2. Для избегания субъективизма;
3. Для большей продуманности возможных последствий;
4. При наличии конфликтных ситуаций;
5. При низкой квалификации сотрудников;
6. Для снижения сопротивления несогласных.

ЗАДАНИЕ 3. Проанализировать ситуации и выбрать оптимальный вариант управленческого решения (или предложить свой). Объяснить свой выбор.

Ситуация 1. Между двумя Вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им работать. Каждый из них в отдельности обращался к Вам с просьбой, чтобы Вы разобрались и поддержали его позицию.
A. Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешить конфликтные взаимоотношения – это их личное дело;
Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей общественных организаций;
В. Прежде всего, лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения;
Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попы-таться через него воздействовать на этих людей.

Ситуация 2. Вам представлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Каждый претендент отличается следующими качествами:
А. Первый стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные товарище-ские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно;
Б. Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношения «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело;
В. Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в своих должностных обязанностях, требователен к подчиненным;
Г. Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремиться довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.

Ситуация 3. Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из Ваших работников в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой работник, пытаясь отремонтировать оборудование, получил травму. Виновник звонит Вам по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать?
А. «Действуйте согласно инструкции. Прочтите ее, она у меня на столе, и сделайте все, что требуется»;
Б. «Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медицинской сестре. Завтра разберемся»;
В. «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас приеду и разберусь»;
Г. «В какой состоянии пострадавший? Если необходимо, срочно вызовите врача».

Ситуация 4. В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего произведен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как бы Вы поступили на месте бригадира?
А. Оставлю выяснения фактов по этому инциденту до окончания выполнения производственного задания;
Б. Подозреваемых в поступке вызову к себе, круто поговорю с каждым с глазу на глаз и предложу назвать виновного;
В. Сообщу о случившимся тем из работников, которым наиболее доверяю и предложу им выяснить конкретных виновников и доложить;
Г. После смены проведу собрание бригады и публично потребую выявление виновных и их наказания.

Ситуация 5. Вам предлагается выбрать себе заместителя. Кандидаты отличаются друг от друга следующими особенностями взаимоотношений с вышестоящим начальником:
А. Первый быстро соглашается с мнением или распоряжением начальника, стремится четко, безоговорочно и в установленные сроки выполнить все его задания;
Б. Второй может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересованно и ответственно выполнять все его распоряжения и задания, но только в том случае, если начальник авторитетен для него;
В. Третий обладает богатым профессиональным опытом и знаниями, хороший специалист, умелый организатор, но бывает неуживчив, труден в контакте;
Г. Четвертый очень опытный и грамотный специалист, но всегда стремится к самостоятельности и независимости в работе, не любит, когда ему мешают.

Ситуация 6. Вы – начальник цеха. После реорганизации вам срочно необходимо перекомплектовать несколько бригад согласно новому штатному расписанию.
А. Возьмусь за дело сам, изучу все списки и личные дела работников цеха, предложу проект на собрании коллектива;
Б. Предложу решить этот вопрос отделу кадров. Ведь это их работа;
В. Во избежание конфликтов предложу высказать свои пожелания всем заинтересованным лицам, создам комиссию по укомплектованию бригад;
Г. Сначала определю, кто будет возглавлять новые бригады и участки, затем поручу этим людям подать свои предложения по составу бригад.

ЗАДАНИЕ 4. Выполните тест.
Руководитель, принимая управленческое решение, должен уметь повлиять на подчиненных с тем, чтобы убедить их в правильности решения, заручиться поддержкой, что обеспечит качественное исполнение решения.
Проверьте наличие у Вас такой способности. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
1. Способны ли Вы представить себя в роли актера или политического деятеля?
2. Раздражают ли Вас люди, которые одеваются и ведут себя экстравагантно?
3. Способны ли Вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?
4. Немедленно ли Вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?
5. Портится ли у Вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую Вы считаете для себя самой важной?
6. Любите ли Вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
7. Могли бы Вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?
8. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы круг Ваших друзей был неизменен?
9. Любите ли Вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
10. Любите ли Вы менять обстановку у себя дома и переставлять мебель?
11. Любите ли Вы пробовать новые способы решения старых задач?
12. Любите ли Вы дразнить самоуверенных и заносчивых людей?
13. Любите ли доказывать, что Ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?
Оценка результатов. Подсчитайте набранное Вами количество баллов по приведенной таблице.

Ответ Вопрос
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13
ДА
НЕТ

35-65 баллов.
Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать им на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше себя чувствовали в окружающей действительности. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте, однако Вам надо быть очень осторожным, чтобы Ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае Вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.

30 и меньше баллов.
Увы, хотя Вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих Вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что Ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход жизни должен быть вполне предсказуем. Вы не любите делать «через силу». При этом Вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а зачастую оказываясь и неправильно понятым. А жаль!

yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8