ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 29
Тема - Принятие управленческих решений.
Продолжительность - 2 часа.
Цель - - приобретение практических навыков принятия управленческих решений.
Обучающийся должен уметь принимать и использовать управленческие решения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий, компетенции и направленный
на достижение целей организации.
Оценкой правильности принятого руководителем решения являются не только хозяйственные показатели, но и поведение работников при достижении ими
производственных целей, мера их активности, инициативы, коллективизма.
Решение считается эффективным, если:
- оно исходит из реальных целей;
- для его осуществления есть необходимое время и нужные ресурсы;
- предусмотрены нештатные, аварийные ситуации;
- не провоцирует конфликтные ситуации и стрессы;
- предвидены изменения в деловом и фоновом окружении;
- дает возможность осуществлять контроль исполнения.
ЗАДАНИЕ 1. На основании исходных данных, обозначенных в таблице № 1 следует последовательно составить алгоритм решения управленческих проблем
и записать в таблицу № 2
Таблица 1 – Исходные данные
№№ | Этапы принятия управленческих решений |
---|---|
1. | Структуризация проблемы |
2. | Документальное оформление задач |
3. | Определение решимости проблемы |
4. | Определение отклонения фактического состояния системы от желаемого |
5. | Оценка степени полноты и достоверности информации о проблеме |
6. | Оформление решения |
7. | Разработка вариантов решения проблемы |
8. | Определение существования проблемы |
9. | Оценка новизны проблемы |
10. | Контроль выполнения решения |
11. | Выбор решения |
12. | Оценка вариантов решения |
13. | Координация действий исполнителей решения |
14. | Постановка задач исполнителям |
15. | Выбор критерия оценки вариантов решения |
16. | Установление взаимосвязи с другими проблемами |
17. | Формулирование проблемы |
18. | Определение причины возникновения проблемы |
Таблица 2 – Алгоритм решения
№№ | Этапы принятия управленческих решений |
---|---|
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. | |
16. | |
17. | |
18. |
ЗАДАНИЕ 2. Укажите, какой способ принятия управленческого решения (коллективный или индивидуальный) предпочтительнее в каждой ситуации:
1. В условиях дефицита времени;
2. Для избегания субъективизма;
3. Для большей продуманности возможных последствий;
4. При наличии конфликтных ситуаций;
5. При низкой квалификации сотрудников;
6. Для снижения сопротивления несогласных.
ЗАДАНИЕ 3. Проанализировать ситуации и выбрать оптимальный вариант управленческого решения (или предложить свой). Объяснить свой выбор.
Ситуация 1. Между двумя Вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им работать. Каждый из них в отдельности обращался к Вам
с просьбой, чтобы Вы разобрались и поддержали его позицию.
A. Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешить конфликтные взаимоотношения – это их личное дело;
Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей общественных организаций;
В. Прежде всего, лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения;
Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попы-таться через него воздействовать на этих людей.
Ситуация 2. Вам представлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Каждый претендент отличается следующими качествами:
А. Первый стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные товарище-ские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу доверия и дружеского расположения,
предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно;
Б. Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношения «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело;
В. Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в своих должностных обязанностях, требователен к подчиненным;
Г. Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда
стремиться довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.
Ситуация 3. Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из Ваших работников в состоянии алкогольного опьянения испортил
дорогостоящее оборудование. Другой работник, пытаясь отремонтировать оборудование, получил травму. Виновник звонит Вам по телефону и с тревогой спрашивает,
что же им теперь делать?
А. «Действуйте согласно инструкции. Прочтите ее, она у меня на столе, и сделайте все, что требуется»;
Б. «Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медицинской сестре. Завтра разберемся»;
В. «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас приеду и разберусь»;
Г. «В какой состоянии пострадавший? Если необходимо, срочно вызовите врача».
Ситуация 4. В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина,
в результате чего произведен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как бы Вы поступили на месте бригадира?
А. Оставлю выяснения фактов по этому инциденту до окончания выполнения производственного задания;
Б. Подозреваемых в поступке вызову к себе, круто поговорю с каждым с глазу на глаз и предложу назвать виновного;
В. Сообщу о случившимся тем из работников, которым наиболее доверяю и предложу им выяснить конкретных виновников и доложить;
Г. После смены проведу собрание бригады и публично потребую выявление виновных и их наказания.
Ситуация 5. Вам предлагается выбрать себе заместителя. Кандидаты отличаются друг от друга следующими особенностями
взаимоотношений с вышестоящим начальником:
А. Первый быстро соглашается с мнением или распоряжением начальника, стремится четко, безоговорочно и в установленные сроки выполнить все его задания;
Б. Второй может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересованно и ответственно выполнять все его распоряжения и задания, но только в том случае,
если начальник авторитетен для него;
В. Третий обладает богатым профессиональным опытом и знаниями, хороший специалист, умелый организатор, но бывает неуживчив, труден в контакте;
Г. Четвертый очень опытный и грамотный специалист, но всегда стремится к самостоятельности и независимости в работе, не любит, когда ему мешают.
Ситуация 6. Вы – начальник цеха. После реорганизации вам срочно необходимо перекомплектовать несколько бригад согласно новому штатному расписанию.
А. Возьмусь за дело сам, изучу все списки и личные дела работников цеха, предложу проект на собрании коллектива;
Б. Предложу решить этот вопрос отделу кадров. Ведь это их работа;
В. Во избежание конфликтов предложу высказать свои пожелания всем заинтересованным лицам, создам комиссию по укомплектованию бригад;
Г. Сначала определю, кто будет возглавлять новые бригады и участки, затем поручу этим людям подать свои предложения по составу бригад.
ЗАДАНИЕ 4. Выполните тест.
Руководитель, принимая управленческое решение, должен уметь повлиять на подчиненных с тем, чтобы убедить их в правильности решения,
заручиться поддержкой, что обеспечит качественное исполнение решения.
Проверьте наличие у Вас такой способности. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
1. Способны ли Вы представить себя в роли актера или политического деятеля?
2. Раздражают ли Вас люди, которые одеваются и ведут себя экстравагантно?
3. Способны ли Вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?
4. Немедленно ли Вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?
5. Портится ли у Вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую Вы считаете для себя самой важной?
6. Любите ли Вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
7. Могли бы Вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?
8. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы круг Ваших друзей был неизменен?
9. Любите ли Вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
10. Любите ли Вы менять обстановку у себя дома и переставлять мебель?
11. Любите ли Вы пробовать новые способы решения старых задач?
12. Любите ли Вы дразнить самоуверенных и заносчивых людей?
13. Любите ли доказывать, что Ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?
Оценка результатов. Подсчитайте набранное Вами количество баллов по приведенной таблице.
Ответ | Вопрос | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
ДА | |||||||||||||
НЕТ |
35-65 баллов.
Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный.
Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими,
указывать им на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше себя чувствовали в окружающей действительности.
Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте, однако Вам надо быть очень осторожным, чтобы Ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной.
В этом случае Вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.
30 и меньше баллов.
Увы, хотя Вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих Вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что Ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть
подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход жизни должен быть вполне предсказуем.
Вы не любите делать «через силу». При этом Вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а зачастую оказываясь и
неправильно понятым. А жаль!