Лекция 37. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Нормативно-правовые акты, регулирующие антимонопольное законодательство в РФ.
2. Задачи и цели антимонопольного законодательства.
3. Естественные монополии.
4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство – это система правовых актов, которые позволяют обеспечить конкурентные условия рыночных отношений, установить правила поведения участников на товарных рынках, защитить права предприятий малого и среднего бизнеса от хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующие антимонопольное законодательство в Российской Федерации являются:
1. Конституция РФ;
2. Гражданский кодекс РФ;
3. Федеральный закон «О защите конкуренции в РФ»;
4. Федеральный закон «О естественных монополиях».
Антимонопольное законодательство – это сложная и разветвлённая сеть законов, судебных решений и правовых норм, которые направлены на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции
Задачи правового регулирования в области антимонопольного законодательства – это государственная поддержка и защита конкуренции, которая осуществляется посредством следующих правовых способов:
1. Создание необходимых условий для существования и развития экономической состязательности на рынке (конкурентных отношений);
2. Признание за субъектом предпринимательства прав на конкуренцию и защиты этого права;
3. Контроль за монополизацией предпринимательской деятельности;
4. Предупреждение и преследование правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, противоправных антиконкурентных действий (бездействий), актов органов власти и должностных лиц).
Основными целями регулирования монополии и конкуренции является следующее:
1. Защита конкуренции, как публичного блага, которое обеспечивает социально-экономическое благосостояние общества;
2. Защита профессиональных участников рынка – конкурентов, их прав и законных интересов в процессе осуществления рыночной и предпринимательской деятельности от неправомерных посягательств других лиц, преследующих свои экономические интересы незаконными способами;
3. Развитие экономической системы общества и эффективного функционирования товарных рынков.
Добросовестная конкуренция – одно из основных условий существования товарного рынка. Однако в некоторых отраслях конкуренция невозможна и неэффективна, в этом случае говорят о естественной монополии.
К сферам естественной монополии относят:
- транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировку газа по трубопроводам;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электросвязи;
- услуги общедоступной почтовой связи;
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по передаче тепловой энергии;
- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Законодательством предусмотрены два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
1. Ценовой метод, при котором регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;
2. Неценовой метод, который предусматривает:
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
- установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможном удовлетворении в полном объеме потребностей в товаре, производимом или реализуемом субъектом естественной монополии.
В целях эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий осуществляется государственный предварительный и последующий контроль.
Предварительный контроль предусматривает обязательное предоставление в соответствующий орган ходатайства о даче согласия на совершение ряда сделок.
Например, необходимо получить предварительное согласие на совершение любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.
Последующий контроль предусматривает обязательное уведомление органа регулирования естественной монополии о действиях.
Необходимо уведомлять о сделках по приобретению более чем 10 процентов общего числа голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии.
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
Гражданско – правовая ответственность реализуется путем взыскания убытков, причиненных противоправными действиями (бездействием) как хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти и местного самоуправления и их должностных лиц. Прибыль, полученная в результате нарушения антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в бюджет.
Административная ответственность предусмотрена нормами Кодекса административных правонарушениях, в котором устанавливается ответственность за непредставление в антимонопольный орган ходатайств, заявлений, сведений (информации) или предоставление заведомо недостоверных сведений.
Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции прописана в Уголовном кодексе РФ, в котором предусмотрено наказание за монополистические действия, совершенные путем:
- установления монопольно высоких или монопольно низких цен;
- устранения с рынка других субъектов экономической деятельности;
- установления или поддержания единых цен.
Для проведения антимонопольной политики государство создаёт антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций (лат. – направленность, склонность) в стране.
Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция (круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен) позволяет выполнять совещательную функцию.
Все решения антимонопольной службы обязательны для исполнения, в противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона.

yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8